В гостях у кайчи Шумарова.

С Валерием Сергеевичем Шумаровым и его женой Эммой нас с Лилей познакомила Оксана Шаторная. Она позвонила им предварительно по телефону и договорилась о нашем посещении. Побывать в гостях у кайчи было моей мечтой после рассказов Оксаны о пребывании в с.Кулады и её медитациях на гору Уч-Сюмер. Тогда я ещё не знал, что у алтайцев каждая трехглавая гора носит название Уч-Сюмер и является объектом поклонения. В моем представлении это название было связано только с горой Белуха. Алтайцы считают, что «воздействие» гор на человека зависит от его отношения к ним. Если почитает человек горы, они возвращают ему положительную энергию. Если человек плохо относится к горам, то горы как зеркало отразят его отрицательную энергию. И я на своем опыте не раз имел возможность наблюдать эти особенность алтайских гор.IMG_5113обр2сток (Копировать)_MG_5124сток (Копировать)

Первое правило в общении с людьми, это тактичность и уважение. В гости без приглашения не ходят. На этот счет в любом народе есть масса пословиц и поговорок (не званный гость хуже…), это же применимо и к посещению любой алтайской семьи. Особенно в летний период, когда работы по хозяйству занимают основную часть времени. Поэтому будьте вежливы и не навязывайте своего присутствия без приглашения. Мы теперь стараемся всегда предварительно заручиться такой договоренностью (исключением был наш первый визит к Б.Суразакову).
Я очень мало ещё знаю о Культуре, верованиях и обычаях алтайских народов, мои впечатления и советы будут обрывочны и хаотичны, но мне хочется, чтобы эта малая доля знаний помогла людям сближению и взаимопониманию.
Для алтайцев вся Природа одухотворена. Гора, река, родник, перевал – всё имеет своего духа! Дух озера, дух леса, дух аила – эти понятия чтимы в народе и очень болезненно воспринимаются выходки нерадивых туристов (оскверняющих и загрязняющих священные для алтайцев места), фотографирующихся в голом виде в кыйра, оставляющих после себя мусор, бутылки, фантики от конфет. Конечно, не только туристы, но и сами алтайцы зачастую ведут себя так, но культурный человек в любой нации себе этого не позволит.
IMG_5061обр (Копировать)IMG_5069 сток (Копировать)
Традиционное жилище для алтайцев айыл. В его форме и обустройстве заложены канонические правила веры. Ориентация по сторонам света, вход на восточную сторону. Внутри напротив входа почетное место «тор». Посередине очаг. Левая сторона считается традиционно мужской, где размещается кровать, вещи хозяина, место для детей и гостей. Правая сторона айыла – женской, где размещаются продукты, полки, посуда, а ближе к выходу инвентарь, дрова и др. Пол земляной, символизирующий связь с низшим миром, над очагом открытое пространство – связь с высшим миром. Очаг в центре как символ счастья и благополучия, наиболее почитаемый объект. Огонь как и у любого народа самое почитаемое божество, поэтому алтайцы не приступают к еде, пока не накормят духа огня. В очаг нельзя лить воду, бросать мусор, переступать через него, тушить огонь в очаге или ворошить в нем золу. Другим значимым объектом является порог как символ границы двух миров, хранитель айыла. На порог нельзя наступать, садиться на него (исключение только маленьким детям, как дедушка разрешает своим внукам потоптать ему спинку ножками), только переступать. Нога, ставшая на порог, ассоциируется с оскорблением и вторжением захватчика-поработителя. Ну и как советует Света Шупенко, выучите пару фраз на алтайском языке, здравствуй и спасибо, это всегда приятно любому народу. А Борис Суразаков на это заметил, что будь просто порядочным тактичным человеком, здравствуй и спасибо на любом языке понятно, но ещё понятнее ваше невербальное поведение и внутренний настрой. Алтайцы очень чувствительны и сенсетивны, видят и чувствуют человека без слов.
Принявшие нас хозяева живут своим укладом размеренной жизни села. Валерий Сергеевич занимается с местной детворой обучением игры в шахматы, принимает участие в других мероприятиях. При нас он усиленно готовился к предстоящему турниру села по метанию дротиков. Но в первую очередь это Учитель, виртуозно владеющий игрой на комусе и других народных инструментах, написавший учебник игры на комусе и показавший нам своё исполнение. Так в разговоре он поделился, что ищет напарницу для исполнения дуэтом нового созданного им произведения. И поведал красивую историю о том как в старину игра на комусе спасла семью алтайца от завоевателей. Краткий пересказ исполнения истории на комусе звучит так: во время отсутствия хозяина айыла на охоте его семью захватили враги и стали в засаде поджидать возвращения охотника. Зная приблизительно время возвращения супруга, жена предложила воинам скоротать ожидание под звуки игры кумуса. На самом деле в игре на кумусе она звуками этого инструмента передавала знак охотнику, чтобы не входил, в айыле враги и его ждет засада. Охотник понял, тайно собрал своих друзей и они освободили семью от захватчиков. Так виртуозное владение народным инструментом спасло семью от гибели.
IMG_4993обр (Копировать)IMG_4989обр (Копировать)
Вечером мы сидели у айыла и проходивший мимо старик с посохом поинтересовался, кто мы и откуда. Узнав, что я фотограф, он быстро побежал к своему дому и уже через несколько минут бегом, волоча за собой посох, прихрамывая спешил к нам в костюме с наградами для снимка. Очень хотелось ему оставить внукам память о себе. Чолкан Одучинович Мамыев (см.фото). После возвращения домой я напечатал им фото и выслал по почте. Через несколько дней получил звонок с огромной благодарностью и долго отказывался от их желания что-либо прислать мне в подарок. Семья живет бедно, без излишеств, очень не хотелось обременять их лишними затратами на пересылку. Мне большую радость доставляет их признание и доверие, впускающее меня в их внутренний мир.
IMG_5109обр (Копировать)ЭммаIMG_5098 обр (Копировать)
Жена Валерия Сергеевича Эмма также бывший участник фольклорного ансамбля «Ой ын». Судьба свела их вместе на ниве Культуры. Перед исполнением она надела свой праздничный национальным костюм и они вместе дуэтом исполнили нам несколько произведений. А потом Валерий Сергеевич продемонстрировал нам горловое пение. Им владеют только мужчины и учиться этому искусству нужно много времени. Не всякому это доступно, чтобы в совершенстве овладеть горловым пением, когда певец не произносит слов, но в звуках его пения слышны и звуки оркестра, и топот копыт, и хрип раненого зверя, и шум боя кочевников. Горловое пение использовалось тюркскими народами для общения с богами, с которыми говорить надо было на особом языке. И певцы горлового пения всегда самые уважаемые гости в любом селении алтайцев.
image (1)Дуэт (Копировать)
Каждый род алтайцев имеет свое покровительствующее ему божество -«тес», священную гору и священных животных, птиц, деревьев или кустарников. Три основные функции у этих божеств: созидательная, охранительная и посредническая (заступническая). На следующий день они повели нас к семейным местам поклонения, показали места захоронения предков и священный родник, воду которого еще пили их деды и прадеды. Одухотворение родника также не позволяет перешагивать через воду у его истока и рвать цветы вокруг. На горе поклонения тотемное животное рода. Каждый род у алтайцев имеет и свое тотемное дерево. Существует поверье, что если вырубить все эти деревья, то и род вымрет. Отсюда и бережное отношение к деревьям и боль от варварских захватов земель различными воротилами от бизнеса, вырубающими сегодня леса и продающими древесину Алтая за рубеж.
Расставались мы тепло. Щедрая хозяйка дарила на дорогу милые вещи, трогающие своей непосредственностью и искренностью. А мы увозили с собой клад новых впечатлений, знаний и доброту сердец представителей этого народа.
IMG_5030обр (Копировать)IMG_5019обр (Копировать)
image (2)IMG_5041обр (Копировать)
IMG_5035обр (Копировать)

Related posts: