шаман, старейшина, улаган

обряд

Праздник алтайских народов «Эл-Ойын 2018». В этом году праздник проходил в Улаганском районе Республики Алтай. Праздник получил статус «Национальное событие 2018» и включен в список лучших событийных проектов России. Приехав заранее за день до начала открытия «Эл-Ойына», я поставил машину и палатку недалеко от того места, где утром следующего дня старейшины родов проводили обряд освещения праздника. Так что рано утром я стал свидетелем обращения шаманов с просьбой к духам Неба, Солнца, Земли и Воды о даровании благополучия своему народу, земле и о благословении проводимого праздника. Цели «Эл-Ойын» — возрождение народных традиций и обычаев, возвращение к национальным истокам, привлечение молодежи к традициям народа. Традиционно праздник начинается с Мӱргӱӱл (обряда освящения). Проводят его с утра только в новолуние. Сам обряд освящения огня можно разделить на три этапа: подготовительные мероприятия, проведение самого обряда и послеобрядовые действия. При проведении любого обряда и при освящении огня наиболее важным и необходимым атрибутом является можжевельник. Можжевельник и молоко служат основными атрибутами освящения огня. Для кормления огня готовят чай, масло, талкан, быштак — молочный сыр, курут — сушеный сыр, творог, сметану, пекли пресные лепешки. Подготовив все необходимые атрибуты, проводится собственно обряд.

традиция, обряд, шаманизм

фото 1

освящение, старейшины

фото 2

кыйры, ленты, дерево,

фото 3

кыйра, дерево, лиственница

фото 4

кормление огня

фото 5

жертвенник, огонь,

фото 6

обряд, очищение

фото 7

огонь, приношение, кормление духов

фото 8

шаманизм, бурханизм,

фото 9

Восхваление духа огня начинается с торжественного обращения. Затем проводят сам обряд кормления огня. После двух веточек можжевельника, в пламя огня кладут приготовленные , не опробованные продукты. Две лепешки, два боорсока, два куска хлеба, две ложки молока, две ложки талкана, две ложки топленного масла несколько раз, по четному количеству. Обязательно по парно, потому что все в мире имеет свою вторую пару. Взять один боорсок или кусок хлеба, и разделив на две части, класть в огонь нельзя. Одно целое нельзя делить.
После угощения огня приступают к финальной части, в которой перечисляются просьбы. В том числе на дерево повязывают ленточки (обряд привязывания кыйра или дьалама. Кыйра – парная лента, jалама одинарная). Кыйра вяжут только на определенные породы деревьев – березу, лиственницу и кедр, которые традиционно считаются связанными с небесным началом.

бубен, шаман, камлание

фото 10

Эл-ойын

фото 11

жертвенник, огонь,

фото 12

кормление огня

фото 13

руки, чаша

фото 14

угощение

фото 15

В шаманском бубне живет дух. Бубен живой, он является проводником по трехмерному миру. Он отождествляется с крылатым конем и как коня, его надо кормить молоком, мёдом, можно окурить травами и табаком. Делая подношения, тем самым привлекаются духовные силы в помощь. И ещё, нельзя трогать бубен шамана. считается, что на нем во время камлания и очистки больных людей собираются все болезни страждущих и прикасание к нему может все их перенести на коснувшегося.

огонь, ритуал

приношение духам

поклонение духам алтая

старейшины Улагана

костюм, алтай, одежда

старейшина Улаганского района

PS: этим репортажем начинаю описывать своё путешествие по Алтаю в июле 2018 года. Следите за сайтом, далее будет рассказ об открытии праздника Эл-Ойын, его ярких моментах, соревнованиях и других интересных встречах.